Перемещение многочисленных групп людей из одной местности в другую всегда имело место в истории человечества. Оно происходило вследствие войн, поиска пропитания, расширения торговых отношений, кочевого ведения хозяйства и т. д. Одним словом, миграция явление не новое, она имеет вялотекущий или активный характер и о ней начинают вовсю трубить, когда государства сталкиваются с сопутствующими проблемами. На примере сегодняшней Европы, куда устремились потоки беженцев из Африки и Азии, мы можем наблюдать противоречия, возникающие при сталкивании разных культур. Мирное сосуществование – длительный процесс, этот путь тернист и часто к нему приходят через войны и взаимное уничтожение.
Для нас, крымских татар, проблема миграционных процессов не снята с повестки дня, при новых обстоятельствах возникли определенные задачи, которые предстоит решать в ближайшие годы. Появились негативные тенденции, связанные с оттоком крымскотатарского населения с Крымского полуострова, что входит в полное противоречие с установками национального движения, выработанными более полувека назад. Многие десятилетия миграционный процесс у крымских татар имел только одно направление – в Крым. В этом заключалась суть национальной идеи. Но в стремлении за лучшей материальной долей, в желании жить в странах западной демократии, из-за невосприятия российской действительности, какая-то часть соотечественников стала покидать Родину и искать счастья на чужбине. Идет повторение процессов, с какими крымскотатарское общество сталкивалось в конце XVIII – начале XX веков. По прошествии времени и в увязке со всеми историческими событиями можно уже сравнивать, кто Крыму оказался более ценен, например, представитель известного мурзацкого рода, сделавшего головокружительную карьеру за рубежом, или простой чабан, давший потомство на родной земле.
Проблему миграции крымскотатарского населения было бы неправильно отождествлять только с выездом за пределы Крыма, не менее проблематичным остается и въезд на полуостров, возвращение из мест депортации. Весь период с момента массового возвращения коренного народа на родину твердилось о неготовности принять такое число населения в Крыму. Практика полностью опровергла подобные утверждения и через способность крымскотатарского народа проводить гибкую политику продолжает снимать установившиеся постулаты миграционных проблем.
В академических разработках указывается, что миграция — это изменение жизни конкретного человека, который, по тем или иным причинам, меняет условия своего существования. Для него это не просто смена жительства. Это существенная перестройка его самого, если мы, конечно, имеем в виду именно миграцию, а не временную работу за границей или отправление на заработки в другой регион.
Согласно сведениям по международной миграции, в 2005 году на земном шаре насчитывалось почти 200 миллионов мигрантов. Это равно численности населения Бразилии – пятой по величине страны в мире.
Рассматривая вызовы миграции, специалисты как минимум разделяют проблему на четыре блока:
- Проблемы мигрантов;
- Проблемы коренного населения (в Крыму наоборот послевоенных переселенцев);
- Проблемы органов законодательной и исполнительной власти по работе с мигрантами;
- Проблемы образования.
Естественно, крымские татары, возвращающиеся на родину, не приемлют слово «мигрант» и никогда не смирятся с таким статусом. Они по праву ощущают себя в ином статусе, а именно, как коренной народ Крыма, репрессированный, насильственно перемещенный, депортированный для постоянного проживания в другие регионы СССР, требующий реабилитации, восстановления прав и реституции. Другое дело — наличие общих проблем у крымских татар и мигрантов, а также государств, чье правление распространяется на Крым.
Вернувшиеся в Крым или планирующие это сделать сталкиваются с проблемой натурализации, т.е. получения гражданства или вида на жительство. Жилищный вопрос решается посредством приобретения недвижимости, аренды жилья и выделения земельного участка для строительства дома. Крайне важно для возвратившихся иметь правовую основу, обеспечивающую защиту их человеческих прав и соблюдение трудовых стандартов. Люди должны иметь возможность реализовывать свой потенциал, удовлетворять свои жизненные потребности и пользоваться своими человеческими правами.
По мнению аналитиков, «до тех пор, пока не удастся существенно сократить разницу в уровне жизни различных слоев местного населения, всякая миграция будет восприниматься крайне негативно и эту реакцию практически невозможно «снять» идеологическими мерами».
На крымском примере мы можем видеть, как государства ни на йоту не поступились интересами крымчан, их частной собственностью в пользу возвращающихся крымских татар, оставив земли и имущество репрессированных за переселенцами. Наоборот, лучшие земли распаевывались между членами КСП без широкого участия крымских татар, государственная собственность предприятий приватизировалась тоже без них. Первоначально депортированные были поставлены в намного худшее положение, чем остальное население Крыма, и только природное трудолюбие крымских татар, готовность родителей жертвовать всем ради благополучия своих детей ведет к постепенному выравниванию благосостояния всех жителей полуострова.
Международные институции, занимающиеся разработкой подходов и принципов действий в области миграции, утверждают необходимость признания и усиления той роли, которую мигранты играют в развитии экономики, их вкладе в процветание стран пребывания. Как отмечают ученые, «Миграция была постоянным и важным свойством человеческой истории. Она поддерживала процесс мирового экономического роста, способствовала развитию государств и обществ и обогатила множество культур и цивилизаций. В современном мире международная миграция продолжает играть важную роль в национальных, региональных и мировых делах. Во многих развивающихся странах получаемые от мигрантов денежные переводы представляют собой более важный источник дохода, чем официальная помощь развитию или иностранные прямые инвестиции. Средства, которые получает население ряда стран СНГ от работающих мигрантов, превосходят объемы не только внешней помощи, но и объемы ВВП этих стран. К таким странам, в частности, относятся Армения и Таджикистан. В значительной части мира мигранты не только выполняют работу, которую отказываются делать местные жители, но и занимаются деятельностью, требующей высокой квалификации, которой нет у местных жителей. В ряде стран целые секторы экономики и многие сферы коммунальных услуг стали в исключительной степени зависеть от наличия работников-мигрантов и мгновенно развалились бы, если бы эти работники вдруг исчезли».
После выводов ученых сравните, начиная с 1989 года, что представлял собой Крым до массового возвращения крымских татар и после. Никогда так не застраивался частный сектор полуострова на внебюджетные средства. Получили развитие отдельные направления сельского хозяйства по выращиванию бахчевых культур, например, арбузов и дынь. Значительно улучшилась торговля, повысился уровень общепита. Небывалый размах получило распространение маршрутного извоза. С каждым годом увеличивается количество учителей и медицинских работников из числа крымских татар. Возрождается и развивается исконная крымская культура, на новый уровень вышла эстрада и другие направления искусства и культуры. Еще о многом можно было бы говорить. Крым и его жители только выиграли от возвращения крымских татар, земля воссоединилась со своим народом, а люди обогатились навыками носителей традиционной крымской культуры.
В начале 1990-х в Крыму крымских татар встречали по-разному, и не всегда дружелюбно, хотя каждая национальная община, проживающая на полуострове, славилась своим гостеприимством, радушием и сочувствием. Государства, принимающие у себя мигрантов, практически рассчитывают на их постепенную ассимиляцию. Но у разных народов, стремящихся к сохранению национальной идентичности, этническое «я» имеет разный запас прочности. Большинство прибывающего населения вовсе не стремится к ассимиляции, более того, оно пытается всеми доступными средствами и методами сохранить свое национальное, религиозное, языковое единство, образуя замкнутые социо-культурные образования. На примере турецкой общины в Германии мы видим, что турки не желают поддаваться ассимиляции, и даже при создании семей предпочитают не немецких девушек, а привозят жен из Турции. И так из поколения в поколение. Но есть и другие примеры. Как отмечает российский ученый В. Тишков, «В Москве уже исторически не менее трети жителей – это потомки смешанных браков, а динамика заключаемых браков в этом плане говорит о возрастании смешанных семей. Это никак не противоречит тому факту, что 80% москвичей называют себя русскими, ибо потомки смешанных браков, где один из родителей – русский, чаще всего выбирают русскую национальность, поскольку по культуре и языку являются русскими… Заметим, что эта ассимиляция носит добровольный характер и определяется чаще всего родительскими стратегиями, желающими, чтобы их дети выросли конкурентоспособными в большом российском социуме и в столичном мегаполисе».
В Крыму ни славянская, ни тюркская сторона не обладает ассимиляционным доминированием, хотя определенный процент смешанных браков имеется. Зато мы наблюдаем активное взаимопроникновение культур и обогащение каждой из сторон при этом. Цивилизации теперь здесь не сталкиваются, они сотрудничают. Крымскотатарское меньшинство не ощущает дискомфорта в русскоязычном большинстве. У коренного народа нет языковых барьеров в общении с остальным населением. Мало того, оно имеет преимущество в знании языков: родного крымскотатарского, русского и украинского. Мирное сосуществование давно налицо. Однако имеется некоторый дисбаланс в образовательной сфере, требующий усиления направления в получении образования на родных языках. Крыму необходимо восстановление исторической справедливости – вернуть всех желающих крымских татар домой. От этого в выигрыше останется все крымское сообщество.
comments powered by HyperComments