Курс валют USD 0 EUR 0

Сила муфтията зиждется на поддержке народа и государства!

Комментариев: 0
Просмотров: 744

 

Религиозная жизнь среди правоверных вновь получила свое развитие, обострив как внутринациональные, так и межгосударственные противоречия. По сообщению электронных СМИ, в Киеве прошел съезд 14 крымскотатарских организаций из Херсонской области, городов Киев, Львов и Винница, в ходе которого было создано Духовное управление мусульман Крыма, главой которого стал Айдер Рустамов. План о его создании был озвучен еще год назад лидерами запрещенного в России Меджлиса. Такое намерение было вызвано после обострения разногласий с муфтием мусульман Крыма Эмирали Аблаевым, ставшим участником правящей в Крыму команды. Тенденция создания параллельных структур в Украине имеет и другие примеры, например, открытый в Киеве Таврический национальный университет в противовес Крымскому федеральному университету, активно набирающий студентов из Крыма.

Если верить информации, размещенной в интернете, предполагается, что созданная религиозная организация будет способствовать объединению и взаимодействию всех крымских татар мусульман на материковой Украине.

Также был создан украинский Совет Улемов – высшее религиозное собрание, координационный и контролирующий орган муфтията. В Совет вошли 11 человек – люди, имеющие мусульманское религиозное образование. Кроме того, в Совет войдут еще два представителя от Меджлиса или ветеранов крымскотатарского национального движения.

Как нам представляется, основная работа новосозданной структуры будет вестись в трех направлениях.

Первое – распространение своего влияния на всех крымских татар, проживающих на украинских территориях. Кажущаяся простой задача имеет свои особенности и подразумевает борьбу, возможно, нелегкую и длительную. Дело в том, что в Украине уже существует несколько муфтиев, соперничающих между собой и борющихся за расширение сфер влияния. Старейший из них – Шейх Ахмед Тамим, глава Духовного управления мусульман Украины (ДУМУ), представитель хабашитского течения в исламе. До недавнего времени ярый соперник и противник крымского муфтия Эмирали Аблаева. Его ученики и последователи находились в Крыму и доставляли много хлопот Духовному управлению мусульман Крыма. Деятельность ДУМУ жестко критиковалась и Меджлисом крымскотатарского народа (запрещен на территории России), но при этом Ахмед Тамим более 20 лет остается бессменным муфтием и наверняка пользуется покровительством властей Украины.

Своего муфтия избрала и казанскотатарская диаспора, правда, сейчас расколотая событиями на Донбасе.

Если не брать в расчет крымскотатарских переселенцев и студентов, осевших в крупных городах Украины, основная часть крымских татар компактно проживает в пгт Новоалексеевка, г. Геническе и других близлежащих селах Херсонской области, а также в г. Мелитополь Запорожской области.  Раньше, из-за недоработок  ДУМКа, здесь ощутимо было влияние ДУМУ, сохранившееся до последнего времени. Теперь муфтию Айдеру Рустамову придется соперничать с Шейхом Ахмедом Тамимом за влияние на юге Украины.

Второй фронт работы муфтията из Киева ожидаемо направлен на Крым. Эта деятельность, скорее, будет информационно-пропагандистской, через телевидение и социальные сети в интернете, в противовес Духовному управлению мусульман Крыма и г. Севастополь. Естественно, лояльность к киевскому духовенству в Крыму решительно будет пресекаться. Вполне вероятно, что их сторонников объявят сектантами и они окажутся в поле зрения силовиков.

И, наконец, третье предназначение – чисто политическая структура при лидерах крымскотатарской эмиграции. Такая же роль в Киеве, как и у ДУМКа в Крыму в политических и светских мероприятиях. Скорее всего, мы станем свидетелями, когда в международных конференциях  по проблемам Крыма и крымских татар будут принимать участие оба муфтия или представители их команды, стоящие по разные стороны баррикад.

Интрига заключается и в том, с кем будет иметь дело Турция. В духовной сфере крымские татары исторически были тесно связаны с Турцией. После развала СССР эта традиция возобновилась. Позиция Турции во многом исходит от взаимоотношений с Россией, но даже в случае их охлаждений все конфессии и их религиозные институты, находящиеся на территории России, будут замкнуты только на Москве. Начало этому закладывалось еще в средневековье.

Информационная война между двумя религиозными структурами уже началась. Сторонники Эмирали Аблаева осудили киевское духовенство, обвинив их в раскольничестве. Пророссийские крымскотатарские общественные организации выступают с заявлениями в поддержку муфтията в Крыму. Помимо официальных заявлений в СМИ звучат отдельные комментарии. Так, заместитель муфтия Крыма Эсадуллах Баиров в ходе видеомоста заявил: «Произошел парадокс: на территории соседнего государства появился еще один муфтий Крыма. Для людей религиозных налицо раскол. В исламе это запрещено – есть четкие указания пророка, великих правителей мусульман, которые говорили: если у вас появляется второй претендент на лидерство в духовной сфере – он должен быть отстранен».

В Крыму, после введения санкций, безгранично рады визитам иностранных гостей. Они расцениваются как прорыв блокады. На прошлой неделе внимание властей было сосредоточено на приеме турецкой делегации, которая, исходя из официальной информации, состояла из представителей политических кругов, неправительственных организаций и бизнес-сообществ Турции. В программу включили и посещение строящейся соборной мечети. Рассказывая гостям о ее значимости, заместитель муфтия Крыма Айдер Исмаилов отметил: «Строительство ведется под патронатом Президента России, строительство идет в соответствии с графиком, и мы уверены, что мечеть откроет свои двери в поставленные сроки, в 2019 году». В свою очередь глава турецкой делегации Хасан Дженгиз выразил надежду, что на открытии соборной мечети будет присутствовать президент Турции.

Теперь следует ожидать международную активность крымскотатарского духовенства, действующего за Перекопом. Тем более новое лицо на новой должности предусматривает ознакомительные поездки.

Возможно ли существование двух параллельных крымскотатарских духовных центров? Судя по другим конфессиям, примеров предостаточно, вспомните хотя бы зарождение и существование Украинской автокефальной православной церкви, ставшей на долгие годы духовным центром для украинской эмиграции на Западе.

Поэтому сила муфтиятов, их жизнеспособность будет зиждиться на поддержке народа и государства!

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог