Курс валют USD 0 EUR 0

О возрастающей роли духовенства в политических процессах

Комментариев: 0
Просмотров: 876

Прошлое и настоящее

Создание Совета крымскотатарского народа внеочередным Курултаем мусульман Крыма 17 февраля 2018 г. дало отсчет новому витку распространения влияния духовенства на общественно-политическую жизнь народа. В Совет вошли представители науки, образования, культуры, спорта, медицины и бизнеса, где руководящая роль опять же отведена духовенству. Курултай мусульман возложил на Шуру (Высший Совет) Духовного управления мусульман Крыма утверждение Положения о Совете крымскотатарского народа. Для кого-то этот шаг, возможно, явился неожиданностью, но для меня, не раз публиковавшего материалы о деятельности Духовного управления мусульман Крыма и г. Севастополь, он закономерен и был задолго предсказуем. Приведу лишь отдельные выводы из одной статьи «Религия отделена от государства, но религиозная политика подчинена его интересам»//«ГК», №30, 23.10.2015 г.:

«Надо заметить, за много лет своего существования муфтият не особо проявлял инициативу по проведению масштабных научных мероприятий. Остались в памяти лишь конференции, посвященные  Дню рождения нашего пророка Мухаммеда, организованные под влиянием турецкого Диянета. Совсем иной линии придерживался арабский «Арраид». Первоначальную, сугубо религиозную деятельность, под воздействием обстоятельств, он заметно разбавил научными, культурно-просветительными и другими мероприятиями, концентрируя вокруг себя общественность не только носящих брады, но и представителей разных национальностей и конфессий, пользующихся услугами их культурного центра. Подобная политика была более привлекательная и притягательная, чем сугубо религиозная деятельность одного направления. Выход муфтията-ДУМК за пределы своей же ограниченности наглядно демонстрирует богатый опыт российской политики управления многоконфессиональными религиозными институтами и подчинения их государственным интересам.

…Участники конференции, справедливо отмечая роль крымских религиозных деятелей в духовном (надо полагать, религиозном) возрождении народа, явно преувеличивают их заслуги в национально-культурном возрождении. Но так было в прошлом, теперь поставлена задача сплотить вокруг муфтията интеллигенцию, которая больше предпочитала объединяться вокруг какой-либо идеи. В связи с этим не исключено, что мы с вами станем свидетелями больших научных и культурных мероприятий, проводимых Духовным управлением мусульман Крыма. Обучающие программы по языку в муфтияте уже функционируют. Далее необходимы финансовые вливания, и сплоченность пойдет, ведь интеллигенции, как политической, так и экономической элите, не чуждо  хорошо зарабатывать и жить».

«В новейшее время эпоха теократических государств окончательно уступила место светскости. Давно уже религия отделена от государства и папа римский не смещает европейских правителей. Но это совсем не означает, что религиозная политика не подчинена интересам государства и правящей элиты. Аналогичные процессы будут происходить и в Крыму. Чем сплоченнее умма, тем легче управляема. Вот вам и обратная сторона медали лозунга: «Къайда бирлик — анда тирлик». На этом фоне не исключено, что в крымскотатарской среде получит свое дальнейшее распространение практика воплощения в одном лице политико-религиозных деятелей».

Предпосылки для такого усиления муфтията созревали уже много лет. Прежде всего они были связаны с методичным проникновением религии в различные сферы жизни, что явилось прямо пропорциональным распространению влияния духовенства на крымских татар. Отход от светскости автоматически приводил к усилению религиозного фактора, тем более, когда для этого созданы самые благоприятные условия.

Проблема лидерства и муфтият

С доисторических времен человеческое общество не могло обходиться без лидера, как бы он ни назывался, начиная от вожака, предводителя, атамана, князя, хана и заканчивая президентом. Лидер, добровольно или силой наделяемый полномочиями, ведет внутреннюю и внешнюю политику с окружающим миром. В конкуренции между лидерами также определяется более сильный, который подчиняет своим интересам других и следующие за ними сообщества. Так выстраивается вертикаль власти. Поэтому более сильный правитель заинтересован в лояльных местных лидерах, способных контролировать свои сообщества, ибо бесконтрольность ведет к хаосу.

За последние десятилетия самое большое влияние на крымских татар имели, с одной стороны, государство, с другой — система национального самоуправления Курултай-Меджлис. Существовали другие оппозиционные силы в лице движений, общественных организаций, но их влияние было значительно уже. Муфтият находился под полным контролем органов национального самоуправления и себя не проявлял как самостоятельная политическая единица. После запрета деятельности Меджлиса на территории Российской Федерации, а следовательно невозможности или неспособности дальнейшей работы Курултая нынешнего состава в Крыму, встал вопрос о политической силе в крымскотатарской среде, способной воздействовать на народ. Попытка сверху обозначить лидера пока положительного результата не принесла. Но на фоне политического бездействия органов национального самоуправления, отдельные члены которых ныне больше заняты правозащитной деятельностью, и сокращения числа неправительственных организаций, возросли политические амбиции духовенства. Для этого есть все благоприятные условия. Сегодня ДУМК имеет стройную структурную систему от Симферополя до практически каждого населенного пункта, где есть имам или молла и зарегистрирована мусульманская община. Строгая вертикаль подчиненности нижестоящих перед вышестоящими уже налицо, а где нет, то наверняка будет. В ДУМКе при всей критичности оценок существует система выборов, а значит и поддержки. Муфтия избирают на Курултае мусульман, делегатский корпус которого состоит из представителей мусульманских общин. Делегаты же Курултая крымскотатарского народа, согласно положению, избирались прямым голосованием всем крымскотатарским населением. Но одно дело то, что зафиксировано на бумаге, другое – де-факто существует в нынешних жизненных реалиях. Ни одна сила внутри крымскотатарского сообщества сегодня не обладает такой структурной разветвленностью, как ДУМК, что дает ему заметное преимущество перед другими. Российская власть благоволит муфтияту за ту однозначную позицию, которую он занял в противостоянии за Крым. Поток ресурсов, вкладываемых в духовенство, будет возрастать. После того, как сдадут комплекс строящейся Соборной мечети со всеми зданиями, это будет больше выглядеть как «государство в государстве». Духовенство спешит укрепить свою материальную базу. На съезде мусульман было принято обращение о передаче ДУМК зданий исторических памятников — комплекса «Зынджырлы медресе». Власть поддерживает муфтият, перед которым стоит задача расширения влияния на крымских татар посредством увеличения численности соблюдающих мусульман, беспрекословно следующих наставлениям своих имамов. Для этой категории населения важен не мировой опыт, а то, что проповедует духовный сан. С естественным приростом сил появляются и политические амбиции, от которых духовенство уже не отказывается. Наоборот, для него это новое заманчивое направление. Создание Совета крымскотатарского народа во главе с муфтием   есть апробирование новой системы самоуправления крымских татар в условиях качественно меняющегося населения, его мировоззрения и приоритетов. Дальнейший ход развития событий неминуемо должен продемонстрировать, кто будет больше подвержен внутреннему влиянию: духовенство или интеллигенция? Государство, дав ход созданию Совета, рассчитывает на его полную лояльность и поддержку. В свою очередь, члены Совета, являясь в том числе и руководителями государственных учреждений, надеются на решение возникающих проблем посредством прямой связи с главой республики. Учитывая слабую избирательную активность крымских татар и небольшое представительство в органах власти, в случае эффективной работы и оправдания возложенных на него задач, роль Совета может возрастать, подспудно поднимая вопрос о целесообразности нахождения на политическом олимпе отдельных крымскотатарских чиновников и депутатов, не имеющих влияния на свой народ. Как видим, что не год, то год перемен. Такова жизнь со своими сюрпризами.

 

Встреча Сергея Аксенова с членами Совета крымскотатарского народа

Глава Республики Крым Сергей Аксенов провел встречу с членами новоизбранного Совета крымскотатарского народа, в ходе которой выразил уверенность, что сотрудничество республиканских органов власти с данным Советом будет способствовать сохранению мира и стабильности в республике.

В рамках мероприятия выступили Муфтий мусульман Крыма аджи Эмирали Аблаев, депутат Государственной Думы Руслан Бальбек и другие.

Члены Совета предложили С. Аксенову создать на базе Совета крымскотатарского народа Консультативный совет крымских татар при Главе Республики Крым, который планирует вести работу в рамках реализации указа Президента Российской Федерации от 21 апреля 2014 года о реабилитации народов Крыма, репрессированных по национальному признаку.

С. Аксенов, в свою очередь, поддержал данное предложение и отметил, что это поможет наладить конструктивный диалог между властью и общественностью в определении задач и путей их решения. «К вам и так, как к авторитетным людям, уверен, обращаются со своими насущными проблемами, касающимися не только вопросов защиты, развития культуры, традиций, но и вопросов жизнеобеспечения. Давайте сформируем такую работу, чтобы каждый человек был услышан. Наша задача как органов власти – обеспечить всем доступность к ресурсам, к информации. Заинтересованы, чтобы все проблемы ушли в прошлое», – подчеркнул Глава республики.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог