Курс валют USD 0 EUR 0

Он песней оживлял все вокруг

Комментариев: 0
Просмотров: 806

 

Ленияр Якубова

 

Хорошая выработана традиция — организовывать вечера-памяти и творческие встречи. В последнее время таковые проходят постоянно. Внимание общественности к роли личностей, этих подвижников культуры, есть живой интерес современников к своему прошлому и настоящему. Каждый год богат на юбилеи известных людей, в этом вся прелесть, что плеяда неиссякаема. Пусть будет так до бесконечности.

На этот раз, 16 августа, общественность вновь собралась в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия на вечер памяти, посвященный творческому наследию народного артиста Узбекистана и Украины Февзи Билялова.

Жизнь протекает по-разному, гремевшее имя певца в Узбекистане, на время — в Крыму, было предано забвению, теперь о нем заговорили вновь, фиксируя для истории ту положительную роль, которую он сыграл в сохранении и развитии крымскотатарской культуры.

Ведущая мероприятия — заведующая научно-экспозиционным отделом музея Садиха Джемилева рассказала о творческой биографии Февзи Билялова.

После демонстрации кадров из уникального фильма о песнях и танцах ансамбля «Хайтарма», снятого в 1976 году, выступили его участники — танцоры Рустем Велилляев и Якуб Чувадар.

«Съемки проходили на базе пансионата «Кристалл» в районе г. Чарвак. Организацией занимался лично Ф. Билялов. Работали приблизительно 10-12 дней. Снимали с раннего утра до 10.00, потом вечером после 17.00, что называется «ловили солнце». Был еще один фильм с участием Сабрие Эреджеповой. 10 лет я проработал с Ф. Биляловым и Л. Якубовой. После концертов часто оставался у них дома, хозяева делились кровом. У Февзи-ага творческий взлет можно сравнить с космическим кораблем: набрал высоту — и без падения, только до конца не дошел. Не помню, чтобы он жаловался на здоровье или отсутствие настроения», — рассказал Р. Велилляев.

Характеризуя вокальные данные певца, ведущая отметила широкий диапазон голоса.  «История национального искусства зафиксировала тот факт, что именно голос Февзи Билялова со сцены поднимал национальный дух. Голосу был подвластен любой жанр песни», — заключила она.

Ректор КИПУ Чингиз Якубов поделился своими воспоминаниями из детства: «Ф. Билялов – человек-легенда. Он часто бывал у нас в гостях, и мы наслаждались его пением. Лучшего голоса, наверное, я в своей жизни не слышал. В Италии есть серьезные исполнители, но Февзи-ага был неповторим, своим голосом он оживлял все вокруг. С его песнями, внутренним содержанием, мы, находясь еще в Узбекистане, понимали, что у нас есть великая Родина и славный народ».

Асан Билялов исполняет песни из репертуара Февзи Билялова

 

Живую атмосферу вечера создали солист-вокалист Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра Асан Билялов, исполнивший популярные в народе песни из репертуара Февзи Билялова – «Байдарава ёллары», «Айды да, джаным, эляда козлюм» и солисты фольклорного ансамбля «Къырым» — Заслуженный артист Крыма Рефат Меметов, Энвер Дульгеров и Эрлан Курбединов. «Мы однофамильцы, и это обязывает меня держать планку. Ощущается некая ответственность на сцене», — признался Асан Билялов.

Живой интерес вызвали повествования бывших артисток балета ансамбля «Хайтарма», работавших в 1960-1970-е годы, — Урмус Якубовой и Нияр Сеитумеровой.

«Я вышла из узбекской хореографической школы. Крымскотатарские песни, танцы вселяли в нас национальный дух. Когда я пришла в «Хайтарму», Ленияр-апте следила, как мы переодеваемся, в чем ходим. Сабрие Эреджепова давала дельные советы: так не одеваются, так не говорят», — делится Нияр-ханум.

«Ленияр Якубова — моя родная сестра, поэтому с Февзи-эниште я была знакома с 1958 года. Отец наш был корнями из Байдарской долины, играл на скрипке. Когда приезжал Февзи-ага, отец брал инструмент и пел старинные песни. Услышанное певец дальше исполнял на сцене, эти песни становились популярными в народе. Февзи Билялов не мог петь под фонограмму. Как руководителя «Хайтармы» мы его очень боялись, он был строг и педантичен. Обожал красоту во всем, в том числе быту и одежде», — рассказала Урмус-ханум.

Трогательные, порой трагические воспоминания членов семьи Биляловых не оставляют слушателей равнодушными. Нотки возмущения продолжают звучать по истечении уже многих лет. Сын певца, Рустем Билялов, поведал о тяжелом периоде забвения: «Одни из последних съемок частного концерта состоялись в 1997 году. На сцене страшный холод. А за день до этого дома отец решил добавить в систему отопления воды. Лестница сломалась, и отец упал, а на голову ему упала лейка с водой. На следующий день с пораненной головой он пел на концерте. В память врезался момент, когда я ехал на машине из города и увидел шагающего по полю в фуфайке, в галошах, с бутылкой водки под мышкой, отца. Он вел спаривать козу. Я про себя подумал: «И это дважды народный артист Узбекистана и Украины».

Приняв эстафету от деда и связав свою жизнь со сценой, став режиссером, его внучка Эльмаз вспоминала, как баловал ее дед кукурузными палочками и пепси-колой. А внештатный журналист Сейяре Меджитова назвала Ф. Билялова королем сцены, волшебником, неповторимым певцом.

В завершение вечера супруга артиста Ленияр Якубова преподнесла в дар музею книгу «Халык жырлый» и кассету, подаренные Февзи Билялову казанскими артистами в 1960 году, и часы — от коллектива в честь получения им в 1989 году звания «Народный артист Узбекистана». Отдельную благодарность она выразила Серверу Бекирову, несколько десятилетий проработавшему на радио и сохранившему записи песен Ф. Билялова.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог