3 ноября исполнится 83 года (по паспорту 81) известному композитору, автору замечательных песен, любимцу публики Февзи Алиеву. Еще несколько лет назад, к удивлению многих, он живо передвигался на сцене, олицетворяя собой молодость души человеческой и непокорность надвигающейся старости. По жизни боец, в самых неблагоприятных условиях Февзи Алиев находил возможности реализации своего творчества, продвижения к высотам других исполнителей, пропаганды крымскотатарского искусства. Нашей молодежи многое сегодня не понять, при свободном доступе к национальным мелодиям и песням через радио, телевидение, интернет. А тогда, 40-50 лет назад, в Узбекистане всего лишь минуты выделялись на радио для трансляции крымскотатарских песен, выручали лишь пластинки, выпущенные государственной компанией, часто под напором настойчивости композитора Февзи Алиева. Когда о личности готовишь материал, стараешься отметить как можно больше его положительных качеств, я же остановлюсь на одном – семейственности в профессии. Два сына, Эдем и Алим, стали верными сподвижниками, последователями отца. Профессиональное трио, костяк популярного ансамбля «Дестан», уже около 25 лет дарит свое искусство благодарной публике.
Время неумолимо бежит вперед, за ним следуют все новые вызовы. Годы, старость — они неминуемы. Пару лет назад здоровье у Февзи-ага резко ухудшилось, пришлось пройти сложную операцию и удалить опухоль на головном мозге. Дети буквально выходили отца. Квалифицированная медицинская помощь и забота родных поставили композитора на ноги, он продолжает трудиться, и накануне своего дня рождения пригласил меня в гости пообщаться за чашечкой кофе. Некоторые темы я поднял сам, на некоторые Февзи-ага предпочел говорить по своей инициативе. Нашу беседу я перенес на бумагу и предлагаю ее нашим читателям.
— По традиции справлюсь о вашем здоровье, самочувствии, настроении.
— Здоровье посредственное. Голос мой все тот же, изменилось физическое состояние, но оно все равно позволяет заниматься творчеством. Несмотря на нарушение координации движений, часто музицирую за фортепьяно, аккордеон практически не беру, он для меня уже тяжелый инструмент. Продолжаю писать музыку, после операции накопилось около 15 мелодий, но насколько они хороши, трудно определить. У детей спрашиваю, отвечают нормально, никакой критики, наверное, сознательно успокаивают. Иногда кажется, что я смогу спеть на сцене, эта мечта меня не оставляет. Эдем и Алим, смеясь, интересуются: стоя или сидя на скамейке? Мы не должны останавливаться, творчество – непрерывный процесс! Ведь мой главный девиз в жизни: «Огге, огге, кене де огге!» («Вперед, вперед, только вперед!»), а основные человеческие качества – это честь, честность, обязательность, работоспособность, активность, эмоциональность, мышление, догадливость, уважительность.
— А что главное в текстах песен, в их исполнении?
— Знаешь, в молодости я наблюдал, как со всего Союза в Ташкент, как в город хлебный, стекались инвалиды войны. Передвигаясь на самодельных тележках, они играли на гармошках в общественных местах, зарабатывая на пропитание. Мелодии исполняли мастерски, и я готов был пожертвовать чем угодно, чтобы обучиться подобной виртуозной игре. В них присутствовала музыкальность, эмоциональность, огненная энергия. А главное качество текста песен – эмоциональность, образность, сконцентрированность содержания в двух-трех куплетах.
— Ваша последняя книга полна критики, да и вы сами нередко становились ее объектом. Каково ваше отношение к критике?
— Если критика исходит от специалиста, понимающего в музыке (таких знатоков очень мало), то я воспринимаю ее нормально. Завистливая, злая критика очень вредна не только для деятелей культуры, но и для истории культуры нашего народа. В моей книге «Композитор Февзи Алиев» читатель найдет очень много критических материалов, относящихся к некоторым, на мой взгляд, высокомерным деятелям нашей культуры. Давая информацию, знания, я сам постоянно учусь на произведениях композиторов с мировым именем. Это фантастически увлекательно и интересно. Моя книга «Композитор Февзи Алиев» является отражением стиля письма великого гения – русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Его книга «Летопись моей музыкальной жизни» мной прочитана и изучена несколько раз.
— Есть ли у вас контакты с коллегами: композиторами, певцами?
— Я уважаю всех нормальных, порядочных, честных людей. В том числе композиторов, певцов и музыкантов.
— В этом мире нет ничего вечного, все подвержено изменениям. Какое направление получит крымскотатарская музыка?
— То направление, по которому будет развиваться мировая музыка. Колорит национальный, в остальном будут следовать общемировым тенденциям. В 1990-2000 годы наш эстрадный ансамбль был очень популярным. Почему? Впервые в крымскотатарской музыке мы (я с сыновьями) исполняли совершенно новые песни в новых современных жанрах: техно-рэпы, авангардные песни, шлягеры, турецкие шаркылар («Ойнама шыкыдым, шыкыдым», «Гёзлерим долу, долу»), узбекские шлягеры («Ёкасан», «Шахинам», «Факат сен»). В те годы очень популярными были мои песни в современном стиле о возвращении нашего народа в Крым: «Къырымдаки чадырлар», «Къайтып кельдик», «Эй, Ватаным» и другие. В те годы на наших концертах по всему Крыму почти всегда были аншлаги. И многие зрители по всему залу и на сцене начинали танцевать. Ничего подобного я на концертах других ансамблей не видел. Следуя новым веяниям, мы почти все произведения исполняли в современном энергетическом стиле и многоголосно, с разными активными движениями, спонтанно. Это было и для нас ново, интересно. Среди крымскотатарских ансамблей до «Дестана» ничего подобного не было. Это было новое направление в нашей музыке.
— Вас называют разносторонним музыкантом – композитором, певцом, поэтом-песенником, фольклористом, аранжировщиком и т. д. Какому из этих направлений или жанров вы отдаете предпочтение?
— Меня интересуют абсолютно все области этой самой красивой, популярной, эмоциональной, волшебной сказки, именуемой музыкой. Народ в основном меня знает как композитора, но мои интересы направлены во все стороны музыкального искусства нисколько ни меньше.
— Это талант?
— В музыкальной культуре есть такие термины: «способный», «талантливый», «гениальный». Из этих терминов я выбираю «талантливый». Способных музыкантов очень много. А гениальных, как Бах, Моцарт, Чайковский чрезвычайно мало. Я обожаю Леонида Утесова, Клавдию Шульженко, Демиса Руссоса, Энрико Карузо. Гениальные и талантливые музыканты являются достоянием народа. У нас, к великому сожалению, этого еще не поняли.
***
Как видим, несмотря на пошатнувшееся здоровье, Февзи Алиев продолжает активно работать и ждет результатов. Им подготовлена к изданию книга о крымскотатарском композиторе, погибшем в гестаповских застенках, Абибулле Каври. Еще в 1970-1980-е годы ему удалось от жены и сестры Каври получить ноты нескольких его произведений, которые, как считает Ф.Алиев, должны войти в золотой фонд крымскотатарской музыки. Неиссякаемая энергия побуждает Февзи-ага двигаться дальше, и он вплотную занялся подготовкой к изданию новой книги – авторского сборника, куда войдут около 300 песен и инструментальных произведений.
Отдельные песни и произведения, которые планируется включить в сборник Заслуженного работника культуры Украины, Заслуженного деятеля искусств АРК, лауреата международной премии им. Б. Чобан-заде, госпремий Крыма и многих международных конкурсов Февзи Алиева
Песни о Крыме: «Эй, Къырым!», «Къырым – буюк йырым!», «Гузель Къырым – бизим Къырым!», «Биз Къырымгъа къайтып кельдик».
С любовью и заботой о Родине: «Мераба, Ватаным, мераба!», «Акъмесджит яшлары», «Эбедиен къайттым», «Эфсаневий Акъмесджит!».
Патриотические песни: «Земане яши», «Ах, анайым, бабайым!», «Алим адыны бош айтманъыз».
Произведения на стихи классиков крымской поэзии: «Сефернаме», «Дер ки Ашикъ Умер», «Шиирнаме», «Тогъайбей».
Религиозные песнопения: «Мезарлыкълар», «Сонъки ёлгъа», «Хош кельдинъ, нур Рамазан».
Лирические песни: «Севгили къорантам», «Ойле гузельсинъ, Мерьем!», «Сени севген яр олса», «Яры джаным сенде, гузель!».
Детские песни: «Талебелер», «Окъумакъ истер», «Ана тилим».
Шуточные песни: «Пара», «Оппа-оппа», «Къырым арабаджылары».
Песни на стихи Бекира Чобан-заде: «Боран», «Къарасув», «Булутлар».
Романсы: «Бу сенсинъ», «Эпси сенинъ ичюн», «Баарь».
Баркаролы (лирические песни лодочников): «Къара денъиз – эфсанемиз», «Денъизде», «Мавы, мавы далгъаларда».
Песни о спорте: «Спортчылар маршы», «Курешчилер».
Техно-рэпы: «Алайский базар», «Ялан», «Акъикъат».
Оптимистический реквием: «Бизлер сагъ къалдыкъ, рухтан тюшмедик», «У нас отняли дом, Родину…Мы увозили в сердце только боль…», «Эбедий оладжакъмыз».
Песни на русские тексты: «Здравствуй, Крым!», «Родина», «Симферополь».
Песни на украинские тексты: «Мiй Крим», «Рiдне мiсто Сакi», «Рiдна мова».
Песни на караимские тексты: «Ах, караим, караим!», «Бу эвде олсун шалом ве дюгюн!».
Къайтармалар: «Дестан къайтармасы», «Къайтарма – попурри», «Агъыр ава ве къайтарма».
Вальсы: «Ялта вальсы», «Вальс-фантазия», «Хан-сарай вальсы».
Разные жанры: «Къара денъиз балыкълары», «Такъсим ве пешраф», «Яйляларда кезгенде».
Прелюдии и этюды.
comments powered by HyperComments