Лето осталось позади. В последние дни каникул обычно в семьях царит оживление — идут активные приготовления к новому учебному году. Большинство детей очень сожалеет, что отдых так быстро закончился, но, переступив порог школы, все быстро втягиваются в учебный процесс. Впереди полно событий и сюрпризов, так у нас протекает прекрасная пора жизни человека.
На постсоветском пространстве давно ушли в небытие такие понятия, как «неграмотный», «малограмотный», и сегодня многие родители, проживающие в городах, отправляют своих детей на учебу не просто в близлежащую школу, а стремятся определить своего ребенка в рейтинговое учебное заведение. Положительно себя зарекомендовали различные гимназии, лицеи, и в этой системе многообразия крымским татарам предстояло выстраивать свою систему образования — путем открытия национальных школ или, как принято сегодня называть, школ с крымскотатарским языком обучения.
В этом году исполнилось ровно 30 лет первой такой школе, открытой после депортации в пгт Октябрьское (Биюк-Онлар). Тогда газета «Голос Крыма» писала:
«1 сентября 1993 года ознаменовалось величайшим событием в жизни Крыма. После 49-летнего перерыва открылась первая в мире крымскотатарская национальная школа. Это яркое событие — значительный шаг на пути возрождения крымскотатарского языка — сокровищницы нашего полуострова.
Торжественная линейка началась с исполнения национального гимна «Ант эткенмен» («Я поклялся»). Старшеклассники, одетые в национальные костюмы, взяв за руки первоклашек, сделали круг почета. Над головами развевалось голубое знамя с золотой тамгой…
Р. Куртиев (от имени представительного органа — ред.) преподнес в дар школе картины с изображениями Гаспринского, Челебиджихана, Чобан-заде. Представитель Всемирной организации мусульман Мехмет эфенди передал школе денежные пожертвования. Фирма «Салгир» подарила подшивки газет «Kırım sedası» и «Голос Крыма», сделав школу бесплатным подписчиком этих изданий.
Торжественное открытие завершилось народным празднеством. Дети, учителя, родители и гости слились в зажигательном национальном танце «Хайтарма».
Приходится недоумевать, когда встречаешь людей, выражающих сомнение или протест против открытия крымскотатарских национальных школ, отводя крымскотатарскому языку роль реликтового, а порой и мертвого языка.
…Как отмечал русский путешественник-краевед Е.Марков: «Татарские школы в Крыму, до покорения его, стояли несравненно выше и были гораздо многочисленнее, нежели в последующий период».
…Благоприятные условия для дальнейшего улучшения образования крымских татар были созданы в первые годы Крымской АССР. Принятие закона о придании крымскотатарскому языку статуса государственного и использование его в делопроизводстве привело к созданию широкой сети крымскотатарских национальных школ.
Обучение на крымскотатарском языке велось и в некоторых школах Донецкой области, где проживали греко-татары (урумы)».Если уйти от сегодняшних стереотипов, то следует признать, что советская власть многое сделала для ликвидации безграмотности и выстроила собственную образовательную систему. Крымские татары, будучи задействованными в общегосударственных процессах, в своей автономии также выстраивали образовательную систему, открыв несколько сот национальных школ. Но ссылка народа в 1944 году изменила сложившуюся ситуацию, советская власть уничтожила крымскотатарскую национальную школу. В страшных условиях спецпоселений и комендантского режима перед народом стоял выбор: в каких школах и на каком языке получать образование? Возникали ситуации, когда альтернативы не было. Попавшие в сельскую глушь Узбекистана оканчивали узбекскую школу. Показательно, что выпускники таких школ впоследствии легко переходили на крымскотатарский язык. Так, известные в народе писатели и поэты Шакир Селим, Аблязиз Велиев, Урие Эдемова получили образование на узбекском языке.
Но в городах или там, где была альтернатива, крымские татары выбирали школы с русским языком обучения. Там было более качественное образование по различным направлениям, особенно это касалось точных наук. Узбекистан активно развивался, индустриализация шла полным ходом, документация поступала на русском языке, необходимы были русскоязычные специалисты. Все это предопределяло выбор языка обучения.
Следует отметить, что за годы советской власти узбекская школа ушла далеко вперед. В городах, в зависимости от состава населения, открывались русско-узбекские школы, где в параллельных классах учились узбекские дети и все остальные. Было место и ущербной практике, когда из старого здания в новое типовое переезжала школа с русским языком обучения, а в старом помещении начинала функционировать узбекская школа. Но со временем новые типовые здания строили и для узбекских школ.
Нечто подобное складывалось и в Крыму начиная с 1993 года. Октябрьская школа №3 им. И. Гаспринского открылась и функционирует в далеко не типовом здании. Тогда газета сообщала: «Сегодня, оглядываясь назад, мы видим, как далеко ушел вперед крымскотатарский народ в решении своих национальных проблем. Крымскотатарский язык как государственный сегодня уже закреплен конституцией. С большим трудом, но создаются национальные классы. Итогом борьбы явилось и открытие в этом году, после длительного периода, первой крымскотатарской национальной школы. Однако не обошлось без эксцессов. Из-за неподготовленности классов занятия начнутся с середины сентября. Сама школа напоминает большое помещение барачного типа. Прежде в нем располагалась русская школа, ныне для которой построено современное, отвечающее всем стандартам здание».
В Крыму из национальных школ лишь здание симферопольской школы №44 с крымскотатарским и русским языками обучения отвечает современным требованиям. Остается надеяться, что начатое строительство зданий школ в местах компактного проживания крымских татар наконец-то будет завершено, и они распахнут свои двери для детей, идущих в мир знаний.
«Родной язык — это не нарочно придуманные для ребенка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой его народа». Такую прекрасную мысль выразил польский педагог, писатель, врач Януш Корчак.
В силу ряда исторических причин, вопрос сохранения и развития родного языка у крымских татар крайне болезнен. Лишение народа этнической территории, ликвидация национальной системы образования имели трагические последствия для языка. Целые поколения отсекали от знаний на родном языке. Задействовав механизмы самосохранения, народ в ссылке выжил, но без этнической территории, компактного проживания и ряда образовательных и общественных мер крымскотатарскому языку трудно было удержать позиции живого, рабочего языка. Поэтому в процессе массового возвращения открытие национальных школ и классов также имело первостепенное значение.
Специалисты считают, что проблемы обучения родному языку связаны с вопросами формирования национального самосознания учащихся.
«Родной язык и речь передают особые реалии национальной жизни, имеют многовековую историю. Это культурное наследие, запечатленное в фольклоре и произведениях мастеров слова.
Создание интереса к изучению родного языка – это по-прежнему один из злободневных вопросов преподавания предмета. Важнейшим двигателем стремления совершенствовать знание родного языка является постепенно формирующееся сознание, что национальный язык – предмет не только изучения, но и предмет гордости, особое эмоциональное отношение к этому. На родном языке, через родную речь дети узнают национальную жизнь, приобщаются к культурному наследию народа, через учебный предмет «родной язык» осваивают традиции и закономерности языка. И тогда на первый план выходит задача освоения школьниками убеждения, что они не только учатся и разговаривают на родном языке, но и сами являются носителями языка – самобытного, колоритного, живого и естественного».
В Крыму мы имели возможность наблюдать за работой национальных школ. Знание детьми родного языка, безусловно, явилось достижением таких учебных заведений. Но требования жизни велики, и для продолжения учебы в вузах необходима успешная сдача вступительных экзаменов, сейчас ЕГЭ, по различным предметам. Согласно итоговым сведениям, по результатам ЕГЭ школы с крымскотатарским языком обучения не входят в число лидеров. В определенной степени преимущество имеют профессионально-ориентированные школы, такие как физико-математические лицеи, гимназии. Поэтому крымскотатарская школа должна руководствоваться и этим фактором. То есть цель — не только углубленное изучение родного языка, но и предметов, по которым придется сдавать вступительные экзамены. Только таким образом можно будет завоевать особую популярность в народе. Мы ждем открытия нашей гимназии, лицея и крымскотатарской школы искусств.
К юбилею национальной школы
Комментариев: 0
Просмотров: 152