Вряд ли найдешь человека, абсолютно равнодушного к искусству. Даже в своем первобытном состоянии он оставлял наскальные рисунки, исполнял ритуальные танцы, придумал нехитрую одежду из шкур. Дальнейший прогресс вел к развитию культуры. Памятники зодчества, воздвигнутые несколько тысячелетий назад, поражают воображение современников. Появились высокого качества гончарные изделия, бесценны находки произведений декоративно-прикладного искусства. Хлеба и зрелищ жаждали граждане Древнего Рима, в то время как театральное искусство развивалось уже много веков. Все, чем жило население в прошлом, через тысячелетия дошло и до нас.
Там, где проживает народ, формируется самобытная, уникальная культура. Чем более развито государство, тем больше внимания оно способно уделять вопросам культуры. Отношение к прекрасному есть показатель цивилизованности.
Культуре, сформировавшейся в Крыму, посвящено множество работ. Своей изысканностью она привлекала исследователей, которые отмечали, что само географическое расположение полуострова на пересечении Востока и Запада, особая природа и ландшафт, где оседали, смешиваясь, разные народы, способствовали возникновению самобытной колоритной культуры. Ее носители, несмотря на удары судьбы, смогли сохранить исконную крымскотатарскую культуру в местах депортации, будучи почти 50 лет оторванными от родной земли, и начать развивать ее в неимоверно трудных условиях уже на Родине.
Следует заметить, что культурно-образовательный потенциал народа, накопленный в местах депортации, оказался значительным, хотя и существовали некоторые ограничения при получении определенных специальностей. Но природная одаренность и врожденное трудолюбие формировали отдельные личности, тот слой интеллигенции, которой на ниве подвижничества предстояло возрождать давно забытые национальные искусства в Крыму. По многим показателям Крым, где расселялись крымские татары, уступал Узбекистану. Здесь не было такого масштабного промышленного производства, поэтому численность инженеров-специалистов у крымских татар значительно снизилась, зато стали популярными профессии из сферы торговли и услуг, связанные с туристическим бизнесом. Для получения высшего образования по некоторым специальностям, например консерваторского, приходится покидать пределы полуострова. Обозначились пробелы при подготовке отдельных специалистов. Для крымских татар это имеет особое значение, так как нация в основной своей массе проживает на территории Крымского полуострова.
Несколько лет назад редакция «ГК» провела круглый стол на тему проблемы развития крымскотатарского танцевального искусства с участием ведущих балетмейстеров. Все присутствующие были едины во мнении о необходимости создания школы крымскотатарского танца. Действительно, после Ташкентского хореографического училища, где со школьного возраста готовили профессиональных танцоров, в Крыму состав профессиональных ансамблей набирается из детских самодеятельных коллективов. Такое положение развитием назвать нельзя. Многие одаренные дети, в силу проживания в отдаленной сельской местности, не могут раскрыть свой потенциал, так как лишены возможности его полноценно выявлять и развивать. Вспомните прошлый опыт Танковского лицея для одаренных детей, набиравшего контингент учеников со всего Крыма, и результаты их обучения, в том числе и победы на международных олимпиадах.
Для крымских татар необходимы специализированные детские школы, где помимо родного языка активно изучали и обучали бы будущим профессиям. На фоне заявленного Госкомнацем строительства в Симферополе школ в местах компактного проживания крымских татар, одной из таких следует присвоить статус Крымскотатарской школы искусств для одаренных детей интернатного типа. В мире уже давно пришли к тому, что развитие системы работы с одаренными детьми – одна из важнейших составляющих функционирования системы образования. Нам опасно отставать от новаторских идей, тем более проблемы давно обозначились. Но помимо желания и идей необходима политическая воля руководителей, государственных чиновников, от кого зависит принятие данного решения. По каким направлениям могла бы работать школа крымскотатарских искусств – задача специалистов, мы лишь обозначим некоторые из них.
Как уже отмечалось, важным направлением является развитие профессиональных танцев. В свое время видные крымскотатарские танцоры: Джемиле Османова, Мунир Аблаев, Назире Эмир и другие — окончили Ташкентское хореографическое училище. Мунир-бей и Назире-ханум сегодня занимают должности главных балетмейстеров Крымскотатарского музыкально-драматического академического театра и фольклорного ансамбля «Къырым». Становление в Узбекистане профессионального танцевального искусства шло годами, поэтапно. Балетная школа ведет свое начало с 1933 года, тогда в Ташкенте балетную студию основала с друзьями легенда узбекского танца Тамара Ханум (Тамара Артемьевна Петросян) – узбекская танцовщица, певица, балетмейстер, Народная артистка СССР.
12 декабря 1947 года открылось Ташкентское хореографическое училище. В новой эпохе Узбекистана по указу президента республики от 8 января 1997 года на базе Ташкентского хореографического училища и кафедры «Хореографии» Ташкентского государственного института культуры имени Абдуллы Кадыри образована Ташкентская государственная высшая школа национального танца и хореографии. Высшая школа включает в себя три этапа обучения: школа, колледж, институт. В Хореографическую среднюю школу при колледже принимаются учащиеся, имеющие профессиональные данные: на отделение «Классический танец» могут поступить учащиеся, окончившие 4-й класс средней общеобразовательной школы (в возрасте 10-11 лет); на отделение «Народный танец» принимаются учащиеся, окончившие 7-й класс средней общеобразовательной школы (в возрасте 13-14 лет).
Учащиеся, успешно окончившие 9 классов данной школы по хореографическим дисциплинам, автоматически переводятся в хореографический колледж, где обучение длится еще 3 года. Сегодня в хореографическом колледже обучаются свыше 600 учащихся. Педагогический коллектив составляет свыше 85 высококвалифицированных специалистов-мастеров своего дела. В Высшую школу принимаются абитуриенты, окончившие хореографическое отделение средних специальных учебных заведений культуры и искусства, а также талантливые (по хореографии) абитуриенты со средним общим образованием.
В высшей школе национального танца и хореографии — институте имеются два направления бакалавриата: Хореографическое искусство (по видам): руководитель хореографических коллективов, педагог-хореограф, балетмейстер-режиссер и Искусствоведение (по хореографиям). Срок обучения 4 года.
Как видим, полное обучение профессионального танцора и будущего специалиста-руководителя занимает 9-12 лет. Поэтому, если мы в Крыму хотим развивать это направление, закладывать его необходимо в детской профессиональной школе искусств.
Обучение в школе может происходить также и по направлениям: вокально-инструментальное, изобразительное и декоративно-прикладное, театральное, фольклорное и многое другое. Наличие общежития на территории строящейся школы позволит собирать и обучать юные дарования со всех уголков полуострова и из-за его пределов. Через 5-10 лет мы ощутим значительные результаты в развитии национальной культуры. Будет расти кадровый потенциал, требующий развития и обучения уже в высших учебных заведениях.
Сегодня тот момент, когда закладываются новые здания школ в местах компактного проживания крымских татар, одну из которых мы просто обязаны сделать КРЫМСКОТАТАРСКОЙ ШКОЛОЙ ИСКУССТВ.
comments powered by HyperComments