Переполненный зал симферопольского Дворца культуры профсоюзов на отчетном концерте, посвященном трехлетию ансамбля крымскотатарского танца «Атеш», — яркий показатель работы талантливого педагога-хореографа, профессионального танцора Мидата Халилова.
Амбициозный проект горящих сердец, движимых желанием наполнить, украсить крымскую жизнь народными танцами, рожденными здесь, на этой земле, в просторах степей и величественных гор, находит поддержку у населения. Переплетение энтузиазма и прагматизма, сплоченность команды и профессиональный подход, заинтересованность детей, молодежи, их родителей дали результаты и признание уже на международных конкурсах и фестивалях. Школа, насчитывающая более 250 детей, готовая и далее расти, расширяется, обзаводится новым для занятий помещением, стремясь создать все условия для профессионального роста. У ансамбля свой стиль, полностью соответствующий своему названию «Атеш». С крымскотатарского атеш — это не только огонь, но еще искрометный, энергичный. В этом суть постановок, где наблюдается некоторый отход от привычных 6 танцующих пар. Даже большая сцена заполняется максимально, где несколько десятков детей, двигаясь синхронно, создают особое зрелище.
Крымскотатарский танец обогащается, заимствуя хореографические элементы других народов. Кто-то видит в этом развитие, другие критикуют за отход от традиционного исполнения. Безусловно, прошлое требует изучения, неоценимую пользу здесь может сыграть оцифровка старых пластинок и кинокадров, находящихся в специализированных архивах. Доступность к отдельным таким материалам уже вызывает обсуждение среди специалистов и в будущем возможно поможет восстановить некогда утраченное. Но как бы мы ни стремились удержать прошлое, современные тенденции будут врываться в музыку и танцы, тем более наличие интернета дает для этого безграничные возможности. В постановках «Атеша» чувствуется влияние Кавказа, Балкан, стиль балета Игоря Моисеева и даже ирландского танца. Стремительные движения трех десятков мальчиков на сцене, сопровождаемые задорными выкриками и кличем, приводят публику в восторг, срывая аплодисменты и одобрительный свист, невольно делая ее участником постановки.
Поиск новых тем, сюжетов заставит работать хореографов. Танец демонстрирует жизнь народа, его обычаи и способы хозяйствования. Занятие скотоводством нашло отражение в «Чобан оюны», хождение с гугумом к чешме (фонтану) за водой на сцене показывает мировоззрение и красоту крымскотатарской девушки, ее утонченность и грациозность. В советском Крыму были постановки о жизни в колхозе, сегодня – на базаре. Поиск темы — один из важнейших элементов программы. Помнится, над этим постоянно работал наш известный хореограф Али-ага Алимов, ко многим обращаясь за советом. Крымскотатарские танцы уже стали объектом научного изучения, но из крымскотатарской среды еще не вышел ученый-специалист, обогативший своими знаниями танцоров и педагогов-практиков.
Концерт ансамбля «Атеш» прошел на высоком подъеме, отдельные номера сопровождались живой музыкой группы «Zaman band» и Марлена Халилова, своими песнями украсили вечер Эдип Бахчасарайлы, Мавиле Абкеримова и рэперы Seyran-7’62 и Jamdeen.
Остается пожелать Мидату и дальше зажигать сердца детей, пусть этот «огонь» озарит и очистит их жизненный путь.
comments powered by HyperComments