Развитие школьного образования в крымскотатарской среде требует пристального внимания общественности, где усилия научного, педагогического, чиновничьего и родительского потенциала должны быть объединены общими интересами получения учениками качественных знаний, обеспечивающих их конкурентоспособность в стремительно развивающемся мире. История крымскотатарской педагогики своими корнями уходит в глубину веков, а в новое и новейшее время, в определенные периоды, когда национальная политика в государстве не благоволила коренному народу Крыма, учителя несли не только объем знаний в массы, но и зажигали сердца молодежи идеями свободы и справедливости.
Педагогика — одна из доминирующих специальностей в нашем народе. Навряд ли найдутся школы в Крыму, где бы не работали крымскотатарские учителя-предметники, притом вузы стабильно готовят новые кадры. Но крымскотатарская педагогика на современном этапе больше отождествляется с преподаванием родного языка со всеми вытекающими моментами. Открытие в 1993 г. в пгт. Октябрьское первой школы с крымскотатарским языком обучения ознаменовало начало кампании по созданию подобных учебных заведений и в других регионах полуострова. За все эти годы были открыты 15 таких школ с определенным статусом, в которых в преобладающем большинстве обучались крымскотатарские дети. За весь прошедший период крымскотатарская школа доказала перспективу своего существования и развития. Главные ее достижения – изучение детьми родного языка, литературы, воспитание их, помимо общепринятых норм, и в духе национальных традиций.
Школа как государственное учреждение функционирует на основе законов и принятых положений, которые четко регламентируют ее деятельность. Есть вопросы, связанные с преподаванием дисциплин, относящихся к компетенции сугубо министерств, но имеются и такие, которые отданы на рассмотрение администраций школ. От их желаний и субъективного мнения часто зависит возможность преподавания родного языка там, где учатся крымскотатарские дети. С принятием закона об изучении родных языков открывается широкая возможность взаимодействия родителей и администраций школ для удовлетворения потребностей различных национальностей.
Родитель, отправляя ребенка учиться, в конечном итоге преследует цель: дав ребенку образование, обучить его профессии для дальнейшей жизнедеятельности. Полученная профессия должна человека и его семью кормить — таков круговорот жизни. В Крыму представлен широкий спектр учебных заведений для получения высшего и профессионального образования. Участие во всех сферах жизнедеятельности, работа в различных отраслях наших соотечественников полностью совпадает с национальными интересами крымских татар. Для эффективного заполнения рабочих мест специалистами требуется соответствующая подготовка, начинающаяся со школы. Для поступления в медуниверситет необходимо сдавать химию и биологию, на юридический факультет – обществознание и историю, для того чтобы стать инженером, должны быть хорошие знания в области математики и физики, список может быть продолжен. В связи с этим, при поступлении ученики специализированных школ имеют определенное преимущество. Дети, окончившие физико-математический лицей, гимназию, школу с углубленным изучением иностранных языков и т.д., в среднем имеют более глубокие знания по соответствующим дисциплинам. Тем временем, с окончательным установлением в Крыму ЕГЭ (Единый государственный экзамен), безо всяких там сомнительных внутренних вступительных испытаний, поступление в вуз многим окажется не под силу. Несмотря на то что, как ожидается, проходной бал снизится, каждую единицу из 100-балльной оценочной шкалы необходимо будет заработать самоотверженным трудом.
По имеющимся сведениям, многие школы в районах ориентировали своих учеников на сдачу внутренних вступительных экзаменов в вузы, минуя ЕГЭ. Но переходный период для абитуриентов-крымчан тоже закончится, и все окажутся в равном положении. Анализ некоторых результатов ЕГЭ выпускников национальных школ предыдущих лет показал следующие результаты: в 2017 г. химию сдавали всего 7 учащихся, максимально полученный балл – 77; биологию — 9 учащихся, максимальный балл – 76; историю — 5 учащихся, максимальный балл – 68; обществознание — 17 учащихся, максимальный балл – 66.
Заметим, для того чтобы стать студентом юридического факультета с бюджетным финансированием, результатов ниже 70 баллов явно недостаточно. Поэтому, неся немалые расходы, спешат родители нанять детям репетиторов, надеясь улучшить их показатели. Парадоксально, но сами учителя школ признают, что для успешной сдачи ЕГЭ учебных часов недостаточно, необходима дополнительная подготовка. Таковая имеется в специализированных школах. Вызовы времени требуют необходимых ответных шагов. В этой связи что предпримет, как мы называем, крымскотатарская национальная школа?
comments powered by HyperComments