Курс валют USD 0 EUR 0

Не будет удивительным, если ДУМК явится кузницей кадров современного крымскотатарского истеблишмента

Комментариев: 0
Просмотров: 950

 

Если и получают какой-либо резонанс общественно-политические процессы в крымскотатарском сообществе, то в последнее время они демонстрируют непосредственную связь с религией и религиозной политикой. Наблюдая, какую политическую активность проявляют религиозные деятели, отметим тенденцию отхода на второй план общественников и госслужащих, за которыми сейчас реально стоят малочисленные силы. К такому положению крымскотатарское общество шло постепенно уже 20 лет, с проникновением религиозного мировоззрения все глубже в сознание людей, формируя его, в том числе, на основании различных толкований священной книги. Определенная разобщенность среди верующих присутствовала, но все они объединялись вокруг своих религиозных общин, которые, в свою очередь, подчинялись вышестоящим структурам. Со временем сложилась реальность, когда контроль за религиозными институтами обеспечивал владение массами. Почувствовав усиление своей роли посредством религии, немало общественно-политических деятелей увлеклись ново-старыми идеями, совершили хадж, не забывая при этом «дела земные и греховные». Религиозное общество одержимо идеями своих проповедников, оно легко революционизируется при несправедливой религиозной политике и довольно управляемо при экономических противоречиях, т.е. между трудом и капиталом. Неоднократно услышанное от мулл, что Всевышний создал одних бедными, а других богатыми и с этим надо смириться, входит в полное разночтение с установками крымскотатарского национального движения начала XX века. Зато взаимодействие религиозной верхушки с органами государственной власти в рамках государственной политики имеет многовековой успешный опыт, и, несмотря на критику,  будет продолжаться сторонами, укрепляя друг друга.

Многонациональное государство опирается на авторитет лидеров национальных общин, наделяя их властью, полномочиями и ресурсами. Крымскотатарская светская национальная элита в российском обществе еще окончательно не сформирована, претенденты в нее не пользуются достаточной популярностью в народе, в отличие от религиозной, мягко интегрировавшиеся в новое государственное пространство. Если отбросить некоторые нюансы, для Духовного управления мусульман Крыма и г. Севастополь настало время действий. Небывалые возможности отправки паломников в хадж, начало строительства соборной мечети, реставрация и реконструкция старых мечетей, и все это при содействии государства, способствует формированию положительных взглядов у верующих на религиозную политику властей. Но долг платежом красен, поэтому от ДУМКа теперь требуется не оставаться в стороне от общественно-политической жизни, а полноценно участвовать в ней и даже на международной арене. Тому подтверждение небывалое ранее в крымскотатарской практике  участие представителя духовного сана, заместителя муфтия Крыма Айдера Исмаилова в заседании очередной сессии ежегодной конференции «Бюро демократических институтов ОБСЕ». 26 сентября на пленарном заседании Айдер Исмаилов выступил с докладом о ситуации в Крыму, в котором отметил, что в республике продолжают функционировать национальные институты, духовные, культурные и образовательные, зарегистрировано более двухсот мусульманских религиозных общин, разработаны и согласованы механизмы восстановления прежней топонимики в населенных пунктах Крыма. Он также напомнил, что именно на украинский период приходится повальное создание на территории полуострова альтернативных духовных структур, в частности, автономных мусульманских общин, которые были представлены сторонниками различных мусульманских радикальных экстремистских сект.

Рассуждая о крымчанах, осужденных по так называемому «делу Хизб ут-Тахрир»,  Айдер Исмаилов напомнил, что данная организация признана террористической и запрещена на территории Российской Федерации.  Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность  за участие в деятельности подобных организаций.

«В целом мы поддерживаем запрет на деятельность этой организации, так как последователи учения политической партии «Хизб ут-Тахрир» распространяют радикальные взгляды, запрещают участие в выборах, службу в государственных органах и т.д., что маргинализирует мусульман Крыма. Отрицание национальных ценностей, обычаев и традиций разрушает идентичность крымскотатарского народа. Для нашего малочисленного народа это подобно смерти», — подчеркнул Айдер Исмаилов.

В то же время, по словам богослова,  статья об «участии в деятельности террористической организации»  предусматривает суровые санкции. Но в Крыму особая ситуация и в «крымском случае» наказание должно соответствовать правонарушению.

«В борьбе против экстремизма мы не должны стремиться посадить людей в тюрьму, а должны стремиться вылечить, помочь исправиться. Тюрьма не лечит, она калечит людей, она радикализирует человека. Это исключительная мера, а в Крыму никогда не было террористических актов. Думаю, мы не исчерпали еще все превентивные меры. И над этим необходимо работать всем обществом», — сказал Айдер Исмаилов.

С 11 по 14 октября в Стамбуле проходил IX Форум Евразийского Исламского Совета, в котором принял участие и выступил муфтий Крыма Эмирали Аблаев. По сообщению пресс-службы ДУМКа, в своем докладе он призвал противостоять религиозным течениям, которые используют религию в корыстных целях. Муфтий также уделил внимание проблемам сохранения национальной идентификации.

«Создавая «параллельные» исламские структуры, сектанты приносят в дома людей горе. Страшно, когда молодые люди, попав под влияние сектантов, перестают считать себя частью народа, чтить родителей, почитать своих предков, не признают родной язык, отрицают традиции, обычаи. Это страшное явление и мы должны вести с этим неустанную борьбу», — заявил Эмирали Аблаев.

Муфтий Крыма также отметил, что Россия и Турция в свете последних политических событий выдержали серьезный экзамен, и дальнейшее сотрудничество двух держав открывает перед их гражданами большие возможности. Он выразил надежду, что после завершения периода охлаждения отношений между Турцией и Россией отношения между двумя странами будут стремительно развиваться и выйдут на новый качественный уровень.

Во время визита муфтий Крыма встретился с главой Управления по делам религии Турецкой Республики (Диянет) доктором Мехметом Гёрмезом.

Эмирали Аблаев поблагодарил главу Диянета за теплый прием и выразил соболезнования в связи с гибелью граждан Турции в результате попытки государственного переворота 15 июля текущего года. Также Эмирали-эфенди выразил благодарность Мехмету Гёрмезу за помощь, оказанную в реставрации мечети «Сеит-Сеттар».

Духовные руководители также обсудили ряд вопросов, касающихся развития связей между мусульманами Крыма и Турции. В частности, выразили намерение обновить договор о взаимосотрудничестве между Духовными управлениями, расширить сотрудничество в сфере религиозного образования путем привлечения религиозных служителей из Турции для подготовки квалифицированных кадров в Крыму.

Проиллюстрировав деятельность официальных религиозных структур, мы перейдем к жизни другой части религиозного общества. 12 октября российские правоохранители провели обыски в домах крымских татар, проживающих в селе Строгановка и массиве Каменка г. Симферополя. Были задержаны Узаир Абдуллаев, Рустем Исмаилов, Теймур Абдуллаев, Эмиль Джемадинов и Айдер Салединов. Им инкриминируется организация и участие в деятельности организации «Хизб ут-Тахрир», признанной на территории России террористической. В защиту задержанных активно выступили местные правозащитники и крымскотатарские общественно-политические круги, находящиеся за пределами Российской Федерации. При этом большая доля упреков и обвинений за бездействие и замалчивание проблемы сыпется на ДУМК во главе с муфтием. Будучи вынужденными как-то прореагировать, заместитель муфтия Крыма Эсадуллах Баиров прокомментировал обыски следующим образом: «Подозреваемые доставлены в следственный комитет ФСБ. Проводятся допросы. К сожалению, по словам правоохранителей, во время обыска были найдены литература, материалы, флеш-накопители с материалами этой организации. «Хизб ут-Тахрир» является запрещенной организацией в России и считается террористической. Поэтому организация ячеек этой партии преследуется законом. Мы призываем всех мусульман быть бдительными к этому движению и принять соответствующие меры, чтобы обезопасить себя и свою семью».

Следует вспомнить, что первая группа, обвиненная к принадлежности к хизбам, уже осуждена, вторая — около года находится под следствием, третья арестована в Бахчисарае, теперь четвертая. При этом звучат разные мнения, побуждающие силовиков действовать столь жестким и решительным способом, но нет ясной и четкой позиции официального духовенства и крымских татар, представленных в органах государственной власти.

Учитывая динамику развития событий, позиция ДУМКа будет всесторонне укрепляться государством. Ему отводится роль не только служителей культа, но и активного участника общественно-политических процессов. Его руководство, по-видимому, еще не раз будет участвовать в различных международных форумах, отстаивая позицию России, и оппонировать уже сложившимся эмигрантским кругам. Имея опыт еще с дореволюционных времен, не будет удивительным, если ДУМК явится кузницей кадров современного крымскотатарского истеблишмента.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог