Курс валют USD 0 EUR 0

«Она приехала на белом коне и до сих пор на нем верхом!»

Комментариев: 0
Просмотров: 10

 

В Бахчисарае состоялся юбилейный концерт крымскотатарского народного ансамбля «Авдет», создателем и бессменным руководителем которого является участница национального движения крымских татар Ава Азаматова, отметившая в этом году свое 60-летие.

Заполненный зал восторженно встречал и поддерживал артистов аплодисментами. Программа концерта была насыщенной и разнообразной. Руководитель воплощает на сцене свои задумки, через анализ быта крымских татар вносит новые элементы. На этот раз девушки в танце «Дюльбер, чебер багъчасарай къызлары» взяли веера. По замыслу, они ханская семья, проживающая в гареме. В жаркие крымские дни, развлекаясь в дворцовых покоях, они не могли не пользоваться веерами. Так рождается танец…

Украсили вечер и другие коллективы дома культуры. Особенно запомнился своим хоровым исполнением песен ансамбль «Эбедиет». А совместное исполнение двух ведущих ансамблей вокально-хореографической композиции «Бизим тараф» представляло настоящее зрелище.

В кругу родных: Ава Азаматова (вторая слева), Гульханум Гаджиева (первая справа)

 

Роль хореографических, вокально-инструментальных и других ансамблей сегодня неоценима. Посещая их, у детей развивается чувство любви к языку, культуре, искусству крымских татар. Они уже по-особому понимают слово «Родина» и свое предназначение в этом прагматичном мире. Роль педагога в этом деле как никогда велика, он призван дать те знания, которыми уже не в состоянии обеспечить многие родители.

В процессе воспитания крымские татары проявляют большой интерес к иным культурам, стремятся познать их красоту. Поэтому они с большим удовольствием участвуют в различных мероприятиях, и для них исполнение танцев и песен народов мира является чем-то естественным, общечеловеческим. Люди культуры проявляют взаимный интерес, и зрители с любопытством могут наблюдать, как русские, украинские исполнители поют крымскотатарские песни. В Крым приезжают гости и из других регионов, на этот раз народная артистка Дагестана Гульханум Гаджиева – двоюродная сестра Авы Азаматовой. Зажигательные кавказские песни, звучащие на кумыкском языке, свободно понимаемые местным населением, вызывали море эмоций у зрителя, который одаривал Гульханум бурными аплодисментами.

Во время представления выступающие отмечали, что Ава Азаматова одна из первых, кто начал развивать крымскотатарское хореографическое искусство в Бахчисарае и Бахчисарайском районе. Все другие ансамбли создавались позже. В эмоциональном порыве прозвучало: «Она приехала на белом коне и до сих пор на нем верхом!».

Накануне мы встретились с Авой-ханум, чтобы пообщаться и рассказать читателям о ее творческом пути.

— Родилась я 6 ноября 1957 года в г. Бекабаде. Отец Сейтумер Карашаев – уроженец Корбекуля, мама Ипек — родом из Бахчисарая. Ее род в здешних местах известен как «ат котерген». Это мой дед Муртаза ехал на телеге, запряженной лошадью. На бездорожье колесо застряло и движение приостановилось. Дед слез, приподнял край телеги, лошадь тронулась. Отсюда такое прозвище, крепкий был старик. У Муртазы и его жены Азиме было четверо дочерей: Мунивер, Ипек, Анифе, Эдие и сын Мансур. Казалось, счастью не будет предела. Дети росли и радовали родителей, тем более природа их всех наделила способностями петь и танцевать. Судьба у семьи оказалась сложной, удары следовали один за другим. Время было такое, да еще пришла война. Оккупационный режим угнал 18-летнюю Анифе на работы в Германию. После возвращения сталинский режим к таким гражданам гуманизма не проявлял. Выдержав все перипетии судьбы, она, выйдя замуж за кумыка, оказалась в Дагестане. Их младшая дочь Гульханум, народная артистка Дагестана, приехала на мой концерт. Я ей шутя говорю: «Достояние крымскотатарского народа верни на Родину. Твое творчество, артистизм – линия матери».

Когда я родилась, меня назвали Зерой, именем, созвучным с именами старших сестер: Заремой и Зоре. Прошло 2-3 месяца, и отцу снится сон. Белобородый старец спрашивает у него: «Ты мамино имя не любишь?». «Люблю», — отвечает он. И так три раза. Проснувшись, отец, расценив смысл увиденного, сказал, что младшую дочь, т.е. меня, будут звать не Зера, а Ава.

 

— Но как «бекабадскую» вас никто не знает?

— Естественно, ведь наша семья уехала оттуда в 1967 году, сразу после небезызвестного Указа. Приехали в Крым. Отец пошел на сбор в один из парков Симферополя. Его забрали, избили, посадили на 15 суток. Не знаю как, но он оказался в Дагестане. Добирался туда на платформе, груженой углем. Найдя дом моей тети, он постучался в дверь. Она, открыв дверь, подумала, что нищий просит подаяние. Достав хлеб и сыр, тетя протянула отцу. Оскорбившись, он крикнул: «Анифе». Услышав свое имя, тетя упала в обморок. За отцом в город Избербаш приехали и мы. Жили у сестры матери, снимали квартиры. Так прожили четыре года. Поднакопив денег, отец опять поехал в Крым, где вновь подвергся гонениям. На этот раз осели в Тамани, купив там домик за 200 рублей.

 

— В такой ситуации куда вписать начало творческого пути?

— Меня тянуло к танцам, и еще в Дагестане я начала посещать хореографический кружок при местном Доме пионеров. Ансамбль назывался «Лезгинка». В этой горной республике проживало множество народов, наиболее крупные из которых даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины и аварцы. Я до сих пор помню их пение и танцы. Объезжая с концертами районы, мы под каждое этносело составляли отдельную программу. После переезда в Тамань я продолжала уже здесь посещать местную самодеятельность, и тогда совхоз направил меня учиться в Краснодарское культпросветучилище, на хореографическое отделение. Четыре года учебы и выступления в составе ансамбля «Кубанка» явились для меня хорошей теоретической и практической школой. После окончания училища в 1979 году вернулась в Тамань, начав работать в Доме культуры. В те времена у молодежи иного места для досуга, как в клубах, практически не было. И она тянулась сюда. Я организовала самодеятельность, и ребята активно стали ее посещать, особенно крымские татары. К праздникам и мероприятиям мы ставили тематические программы, но я старалась обязательно включить в них крымскотатарские номера. Сшили костюмы. Коллектив сложился многонациональный, и танцы различных народов все исполняли с большим удовольствием.

 

— Откуда практика постановки крымскотатарского танца?

— Здесь большую консультативную помощь оказывала мама. Многие движения я выхватывала на крымскотатарских свадьбах, внимательно наблюдая за танцующими парами. Общественность неоднократно обращалась по поводу гастролей ансамбля «Хайтарма» в нашем регионе, но власть оставалась глуха к просьбам своих граждан. Лишь после событий 1987 года и массовой забастовки соотечественников состоялось долгожданное выступление легендарного ансамбля. Перед началом концерта я была в огромном напряжении. До того момента мне не доводилось видеть исполнение крымскотатарских танцев профессиональными артистами. Вся наша самодеятельность присутствовала в зале. Меня мучил вопрос: тому ли я учу молодежь? Когда заиграла музыка и на сцене показались пары, мои сомнения постепенно рассеялись. Дальнейшие посещения концертов укрепляли знания и обогащали опыт.

 

— Кто же оказался избранником столь яркой и активной девушки?

— Семья мужа поселилась в Тамани в 1960-х годах. Он вырос, сформировался как личность среди местного населения. Их было три брата Азаматовых и дядя- ровесник. Физически сильные, они могли дать отпор любому, и многие их просто побаивались. Сервер привлекал своей надежностью. Однажды на танцах к нам с подружкой стал приставать местный житель. Недолго думая,  Сервер уложил его на пол. Скоро взаимные симпатии переросли в любовь. Мы поженились, у нас родились дочь и сын, а теперь уже имеем троих внуков.

Незабываемый день свадьбы

 

— Как долга была дорога к дому?

— Отец умер в 1987 году, и я уже не могла оставаться в Тамани, что-то толкало в путь-дорогу. На следующий год купили дом в Бахчисарае. Тогда же здесь устроилась методистом по хореографии. Ездила по району, оказывая методическую и практическую помощь существовавшим ансамблям. Но такая работа была скучноватой для меня. Я искала сцену для собственных воспитанников. Сначала организовала студию народного танца, а потом —  крымскотатарский ансамбль «Авдет». В 1992 г. коллектив защитил звание «народного». Участники ансамбля – это старшеклассники и студенты, но уже занимаются и дети младшего возраста. «Авдет» неоднократно участвовал в различных конкурсах, фестивалях, занимая призовые места. У народа имеется огромный потенциал, необходимо только уметь его реализовать.

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог


Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/users/a/awebo/domains/goloskrimanew.ru/wp-content/themes/gk/sidebar-single_npaper.php on line 65