Противостояние в религиозной жизни вновь перешло в активную фазу. Прежде всего это связано с активной позицией крымского муфтията в общественно-политических процессах, принимающего регулярное участие в конференциях различных провластных крымскотатарских движений накануне выборов в Государственную Думу, которые, в свою очередь, призывают соотечественников прийти к избирательным урнам и сделать свой выбор. Такая позиция явно не устраивает Киев, который через различные свои структуры обозначил позицию бойкота выборов.
То, что крымский муфтий одна из ведущих политических фигур, «ГК» писал уже неоднократно. Поэтому дальнейшее проникновение религии в различные сферы жизни прямо пропорционально распространению влияния духовенства на крымских татар.
После того, как Духовное управление мусульман Крыма и г. Севастополь, стало частью российской провластной команды, крымскотатарские политические круги, обосновавшиеся в Киеве, открыто заявили о намерении создать Крымский муфтият на территории континентальной Украины. Однако озвученная почти год назад мысль до сих пор не нашла практического воплощения. Что касается распространения его влияния на жителей Крыма, даже теоретически трудно представить, когда выстроена такая строгая вертикаль между ДУМКом и мусульманскими общинами. К открытой же оппозиции власти могут применяться другие методы воздействия, вплоть до уголовного преследования. По этому поводу уже высказалась Всемирная мусульманская конференция «Кто они – последователи Сунны?», которая недавно состоялась в столице Чеченской республики. Как сообщила пресс-служба ДУМКа, «принятая на конференции Фетва обозначает границы традиционного ислама и течений, которые в современном мире подрывают авторитет ислама, дискредитируют своими крайними убеждениями остальных мусульман и представляют опасность для всего общества». По мнению заместителя крымского муфтия Эсадуллаха Баирова, последствия деятельности радикальных течений в настоящее время наблюдаются в Сирии, и не только. «Радикалы используют, к сожалению, идеологию ваххабизма. Проблема в новой трактовке некоторых аятов, в так называемом новом тафсире (Тафсир — исламская наука толкования и комментирования аятов Корана), и сегодня мы видим, что мусульмане начинают делать то, что не делали их праведные предки», — заявил заместитель муфтия. Он также отметил, что новая, ложная интерпретация писания дает возможность незнающим людям, новичкам в исламе подвергнуться радикальному влиянию. По его мнению, в первую очередь необходимо бороться с причинами, которые приводят к подобным последствиям.
Участие представителей ДУМКа в конференции в Грозном еще раз продемонстрировало признание данной структуры как главенствующей среди крымских мусульман. На этом фоне весьма в неоднозначном положении может оказаться Таврический муфтият, который в ДУМКе называют последователями хабашидов и отождестляют с сектанским направлением. К слову, между обеими структурами вновь обострились разногласия, на этот раз по вопросу отправки в хадж.
Таврический муфтий Руслан Саитвалиев в одном из своих интервью сообщил, что более 100 паломников лишили в 2016 году возможности совершить хадж совместно с объединенной хадж-миссией из Российской Федерации. По словам Саитвалиева, глава Госкомнаца Заур Смирнов, выступая по радио, заявил: «Все крымские мусульмане, которые хотят совершить хадж, смогут это сделать в 2016 году. В этот раз у нас нет ограничений, все желающие могут спокойно совершить паломничество». Но при этом сразу уточнил: «Было принято однозначное решение, что вся работа по организации хаджа в Крыму возлагается на ДУМК, никто другой этим в Крыму заниматься не будет». Как заявил Р.Саитвалиев, часть паломников, которые не хотели ехать в хадж по линии ДУМКа, отправились через Украину, обратившись в Посольство Саудовской Аравии в Киеве. «Приведет ли такая недальновидная политика властей к интеграции крымских татар в Россию?» — вопрошает глава Таврического муфтията.
В ответ на обвинения муфтият Крыма распространил заявление «по поводу инсинуаций вокруг отправки крымских паломников в хадж».
«Духовное Управление Мусульман Республики Крым и г. Севастополь считает необходимым разъяснить и довести до общественности безосновательность спекулятивных публичных обвинений в наш адрес …
Следует отметить, что на территории Республики Крым действует единственный официально зарегистрированный, легитимный и традиционный духовный институт, это Духовное Управление Мусульман Крыма, которое объединяет и представляет всех мусульман Республики Крым и г. Севастополя, а также Муфтий, который избирается Курултаем Мусульман Крыма сроком на пять лет.
С учетом особенностей Крыма, а в частности отсутствие заграничных паспортов РФ, Муфтият Крыма во взаимодействии с Федеральными и Республиканскими властями, в частности Советом Министров РК, Министерством Здравоохранения, Федеральной Миграционной Службой и Государственным комитетом по делам межнациональных отношений и депортированных граждан в соответствии с законом и договором, подписанным Хадж-миссией с Министерством Хаджа КСА оказали полное содействие в своевременном оформлении необходимых документов крымским паломникам для выезда в хадж.
В свою очередь заместитель председателя Совета министра РК Руслан Бальбек и председатель госкомнаца РК Заур Смирнов в рамках своих полномочий оказывали содействие на всех уровнях – республиканских и федеральных, чтобы мусульмане Крыма вовремя оформили документы и одними из первых получили визы в Саудовскую Аравию. Так, (из 373 обратившихся) 365 человек благополучно отправились в святые места, за исключением нескольких человек, которые по различным техническим причинам не успели или не смогли оформить загранпаспорта и получить визы. Следовательно, информация о «более сотни мусульман, обратившихся в ДУМК и не сумевших реализовать своё право на хадж» не соответствует действительности.
Совершенно очевидно, что некий Саитвалиев Руслан, представитель незарегистрированной религиозной организации, цитируя высказывание «не совершать фарз по линии ДУМК», являясь идеологически ангажированным, невольно признается, что возглавляемая им религиозная структура ориентировала крымских паломников — граждан РФ на выезд в паломничество через Киев, по линии ДУМ Украины под руководством Ахмеда Тамима, учениками которого они являются…»
Государственная политика бывает многогранной, но ситуация с существованием двух параллельных муфтиятов в Крыму, по-видимому, идет к завершению. ДУМК полностью разорвал свои отношения с Киевом и антироссийскими силами. Кадровых проблем в религиозных деятелях у России нет. Замена каждому найдется тут же, ибо работников ценят за усердие. Испокон веков религия была инструментом государственной политики, поэтому за государством и остается принятие окончательного решения.
Видя, как укрепляет свои позиции ДУМК во главе с Эмирали Аблаевым, генеральный секретарь Всемирного Конгресса крымских татар Намык Кемаль Баяр, проживающий в Анкаре, в последнем опубликованном заявлении сообщил об угрозе использования влияния религиозных учреждений на общественность в пользу Российской Федерации. Муфтият Крыма больше не относится к представительным органам крымскотатарского народа и Всемирный Конгресс крымских татар не поддерживает Духовное управление мусульман Крыма, подчеркивается в заявлении.
В ответ заместитель крымского муфтия Айдер Исмаилов отреагировал следующим образом: «Там некий генеральный секретарь Конгресса, который сто лет в Крыму не живет считает… объявляет… предупреждает мусульман Крыма относительно Духовного Управления! «Чем, это вызвано?» спросите вы! Да тем, что мы объявили акцию по сбору къурбана в Турции. Видимо Анкарский дернек серьезно испугался, что может недосчитаться къурбанов для отправки на Украину, но при этом собранных якобы для Крыма и крымскотатарского народа».
Взаимных обвинений и перепалок еще будет множество, но есть основательные шаги, демонстрирующие сегодня работу муфтията.
11 сентября в Симферополе после масштабной реконструкции состоялось торжественное открытие мечети «Сеит-Сеттар». Церемония открытия началась с чтения Корана, затем перед собравшимися с приветственным словом выступил муфтий мусульман Крыма аджи Эмирали Аблаев. Он поздравил соотечественников с открытием мечети, подчеркнув, что это знаменательное событие в жизни не только Симферополя, но и республики в целом. Имя человека – Сеит-Сеттара Челеби, который почти два столетия назад воздвигнул на этом месте мечеть, зазвучало вновь, сказал муфтий.
Комплекс «Сеит-Сеттар» включает в себя мечеть, медресе (мусульманское учебное заведение), корпуса для проживания студентов и административное здание для религиозной общины. Безусловно, комплекс впечатляет, хотя имеются критические замечания по поводу строительных, а не реставрационных работ. Следует отметить и начавшееся строительство соборной мечети, где вырыт огромный котлован.
Реализация таких масштабных проектов, безусловно, проходит при государственной поддержке, что позволяет демонстрировать перед всем миром заботу о крымских татарах.
comments powered by HyperComments