15 ноября в банкетном зале ресторана «Сарабуз» состоялась презентация видеоклипов Майе Анафиевой и руководимого ею детского ансамбля «Йылдызлар». Новый творческий подход, результат годовой работы могли оценить гости мероприятия и пользователи интернет-сайта Crimean Tatars.
Майе Анафиева – Заслуженная артистка Крыма, солистка фольклорного ансамбля «Къырым», горячо любимая зрителями — поклонниками ее таланта, и сотнями детей, постигающих ее уроки искусства национальных танцев.
Высокую оценку деятельности Майе-ханум дал заслуженный деятель искусств Украины и Республики Татарстан Сервер Какура, отметив, что она оставила заметный след в крымскотатарском хореографическом искусстве.
«Поиск новых образов, познание народного характера, самобытности крымских татар дают толчок к постановке новых танцев», — отметил он.
Просмотр первого клипа «Эбабиль» навеял воспоминания о детстве, о мечтах вернуться на Родину. Ведь эбабиль – горная ласточка, куда бы ни улетала, все равно возвращается в родные края. На краю скалы крымскотатарские девушки в танце парят, радуясь возвращению. Вьются гнезда, появляются птенцы – наследники прошлого, вершители бесконечных будущих дел.
Майе Анафиева — педагог-наставник, и как отмечали присутствующие, она открывает дорогу в большой мир танца своим воспитанникам. В ансамбле «Йылдызлар» участвуют сотни детей, школа Майе популярна среди народа.
Вниманию зрителей представлен танец «Агъыр ава ве хайтарма». В местах ссылки каждый уроженец Крыма, поднимая руки в танце, воображал свою малую родину, тот ландшафт, по которому он делал первые в жизни шаги. Слушая рассказы старших, я рисовал свою картину, которую через 50 лет вновь увидел в клипе. Для гаспринца среда обетованная — горы и море. По рассказам деда, ребятня, лазая по горам, пася барашков и коз, играла на самодельных музыкальных инструментах и, взобравшись на огромные валуны, мастерски исполняла народные танцы. А вечерами, уже на берегу моря, задорно развлекала приезжих столичных гостей. «Агъыр ава» (женская партия) — по морю синему лебедь плывет – птица необыкновенной красоты земли крымской, грациозный танец – народа крымскотатарского. Закружилась хайтарма — орлы, взметнувшись, парят в небе и, как в сказке доброй, не нападают, а своими стремительными движениями стараются понравиться лебедям.
Поистине земля родит народ и его культуру, формирует быт и образ жизни. Природа одаривает жителей своими дарами, но в труде не поклонившись земле, не получишь желаемого результата. Неслучайно сызмальства детей приучали к труду, к семье, ее ценностям и интересам. Как мне показалось, именно эта идея была заложена в танце, повествующем поход в лес за дарами природы.
В современном мире происходит интенсивное взаимообогащение культур. Хореографы в своих постановках, осознано или нет, используют элементы костюмов и танцев других народов. Так мы увидели на фесках прикрепленные веночки из цветов, напоминающие элементы славянской культуры, а танец с зонтиками отсылает нас далеко на восток, в Страну восходящего солнца или в Поднебесную, а может, наоборот, в старую Европу?
В своем творчестве Майе-ханум уделяет внимание и огню. Человеческая жизнь немыслима без этого красивого физического явления. Огонь – символ жизни, энергии, мужества. Использование его в мирных целях означает домашний уют и достаток. Не зря у некоторых народов огонь годами не гас в домашнем очаге. У степных крымских татар даже в наши дни сохраняется традиция проводить невестку сквозь огонь в целях очищения. Женщина – хранительница семейного очага, огненно-красный цвет ее платья — по случаю торжеств, она умна, скромна, верна, чиста, красива, то есть та, кого именуют красной девицей. Каждая искорка искрометного танца зажигает новые сердца, горящие любовью к своей неповторимой родине.
Майе — одна из немногих принявшая эстафету исполнения на большой сцене крымскотатарского танца «Тым-тым», а воспетая ею в танце райская птица павлин переносит нас в покои Бахчисарайского дворца – мир наслаждения и умиротворения.
Кульминация наступила в финале, красочный клип «Аскер къызы» вызвал массу эмоций в зале. Женщина-воин имеет прямое отношение к Крыму. По свидетельству древнегреческого историка Геродота, амазонки жили в Скифском государстве. Геродот описывал сарматов как потомков амазонок и скифов, что их женщины соблюдали древние обычаи, «часто охотясь верхом с их мужьями; участвуя в войне; они носят ту же самую одежду, что и мужчины».
В крымской мифологии сохранились эпизоды, когда женщина-воин сыграла решающую роль в победе над врагом. Дошедшее до нас историческое наследие составило основу новой постановки, где мирная жизнь была нарушена войной, в которой гибли сыновья земли крымской, и, казалось, в безнадежный, критический момент вдруг появляется Она – Родина-мать с мечом, идущая на врага, оживляя погибших воинов, зовя их вновь в строй.
За год, конечно, работа была проделана колоссальная. Запечатленные кадры пополнят архив крымскотатарского хореографического искусства, ценность их со временем будет только возрастать.
Дерзай в труде, Майе, труде под названием крымскотатарский танец!
comments powered by HyperComments