Руководство Крымскотатарского театра рассказывает о своей деятельности
24 марта в Симферополе состоялся круглый стол с участием деятелей культуры и представителей СМИ на тему «Проблемы и перспективы развития крымскотатарского театрального искусства».
Эта новая инициатива со стороны Крымскотатарского государственного академического музыкально-драматического театра имеет весьма прагматичную сторону, целью которой является привлечение внимания общественности к проблемам театра и сосредоточение интеллектуального и материального потенциала для разрешения поставленных задач в деле развития театрального искусства.
Новая форма общения состоялась благодаря руководителю литературно-драматургической части театра, доктору педагогических наук, профессору Ремзи Девлетову.
Истоки театрального искусства уходят в глубокую древность, и оно являлось показателем высокой культуры практически во все времена. Неповторимо сказочная атмосфера, вид сложного коллективного живого искусства, требующего гармоничного взаимодействия множества деталей, и масса других характеристик составляют особую прелесть театра.
На территории Крыма театр существовал с античных времен, ставились театральные постановки при дворе крымских ханов, в 1923 году по решению III Съезда Советов Крымской АССР был открыт Крымский государственный татарский театр. Круглую дату 100-летия театра крымскотатарская общественность надеется отметить в следующем году.
Приветствуя участников круглого стола, директор театра Зарема Билялова выступила с докладом «Современное состояние театрального искусства».
Рассказывая о полуторагодовалом периоде своего руководства, З. Билялова выразила сожаление, что ранее ряд известных актеров покинули труппу, и пришлось приложить много сил, чтобы найти новые таланты. При этом процесс поиска продолжается и стоит задача вырастить новых режиссеров. Сейчас в театре созданы все условия для работы, произведен капремонт здания. С молодыми артистами восстанавливаются старые спектакли, создаются новые постановки.
С 2014 по 2021 годы театром было поставлено около 80 программ — это спектакли, концертные программы, комедии, драмы. Театр перешел на новаторские решения, создавая репертуар об исторических личностях. Был поставлен спектакль об Амет-Хане Султане, где отражены сцены героической победы и трагической высылки народа. Прекрасно был воспринят зрителем спектакль о великом просветителе Исмаиле Гаспринском с его идеями просвещения и гуманизма. «Безусловно, следует признать, что есть проблематика в драматургии, и мы рассчитываем на помощь творческой интеллигенции», — отметила Зарема-ханум.
О развитии национальной оркестровой музыки говорил главный дирижер театра Юнус Эннанов. По его мнению, фундамент, заложенный в свое время Асаном Рефатовым, Абибуллой Каври, Ильясом Бахшишем и другими композиторами, позволяет развивать данное направление, неразрывно связанное с театром. Делясь своими мыслями, Ю. Эннанов озвучил мечту о постановке в театре новой оперы. Сейчас творческая группа работает над «Бахчисарайским фонтаном», цель — показать жизнь одного из крымских ханов. Кипит работа над текстом, музыку пишет молодой композитор Расим Рамазанов.
По мнению Ю. Эннанова, следует чаще обращаться к наследию Эшрефа Шемьи-заде, Шамиля Алядина, Шакира Селима, Юнуса Кандыма, тогда репертуар театра значительно разнообразится.
Проблеме современной национальной драматургии уделил внимание в своем выступлении известный актер Рефат Сеит-Аблаев. Имея опыт режиссерской работы, являясь автором постановок, он обратил внимание на то, что ряд театров практикуют ежегодные конкурсы драматургов. Отсюда исходят предложения, появляются и выявляются новые таланты. Для крымскотатарских авторов такой конкурс явился бы хорошим стимулом. Им были высказаны критические замечания в адрес молодых крымскотатарских авторов, берущихся за драматургию, выражены пожелания более глубокого изучения и раскрытия темы, а также — пишущим на крымскотатарском языке активнее использовать диалекты.
Представитель предпринимательских кругов Энвер Абдураимов, затрагивая тему взаимодействия театра и бизнеса в современных условиях, отметил необходимость включения в туристические маршруты посещения Крымскотатарского государственного академического музыкально-драматического театра. Гостям полуострова интересно знакомство с культурой нашего народа, и для них стоило бы подготовить специальные программы. По его мнению, около 80% крымскотатарского населения задействовано в бизнесе различного уровня, и важно обозначить моменты обоюдного интереса, чтобы театр имел больше финансовых возможностей для развития своего дела.
Принимая участие в обсуждении, представители СМИ выразили готовность и в дальнейшем освещать деятельность театра, ближе знакомить своих читателей с артистами, особенно молодыми, и помогать наращивать зрительскую аудиторию. Журналист газеты «Янъы дюнья» Серане Кенжалиева отметила роль театра в популяризации родного языка среди молодежи, а главный редактор газеты «Голос Крыма new» Эльдар Сеитбекиров предложил совместными усилиями добиваться открытия в Симферополе крымскотатарской школы искусств.
По итогам заседания была принята резолюция, в которой отражены некоторые направления деятельности театра:
— организация литературных, театральных и творческих встреч;
— издание сборника репертуарных пьес и театральных постановок;
— оказание содействия в создании и поддержке студенческих и школьных театров;
— организация театральных курсов для молодежи на базе Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра;
— содействие открытию в Симферополе крымскотатарской школы искусств.
Искусство театра – живое искусство, возникающее и расцветающее в час встречи со зрителем. Здесь важен коллективизм – актера и зрителя.
comments powered by HyperComments